Ваш коллега бросил едкое замечание, начальник позволит себе непристойную шуточку… Как себя вести вам?
Возможно, ваш собеседник и не собирался вас оскорбить, просто у него своеобразное чувство юмора. А возможно, его целью как раз и было вывести вас из равновесия и заставить понервничать. И если в быту вы можете себе позволить резко ответить обидчику, то на рабочем месте сто раз подумаете, прежде чем хамить в ответ. Ведь вы можете лишиться работы или репутации! Однако постоянное замалчивание своих эмоций может привести к нервному срыву… Как же поступать?
Взвесьте все «за» и «против»!
Первое, что вы должны для себя решить – будете ли вы что-то говорить в ответ на оскорбления. Для этого подумайте о последствиях, которые могут вас ждать.
Если вы имеете большой вес и авторитет в компании, то шансы на то, что ваша отповедь хаму будет воспринята и им, и коллективом положительно, гораздо выше. К тому же, дав достойный отпор обидчику, вы восстановите свое эмоциональное равновесие и отстоите собственное достоинство.
Но есть и аргументы «против». Например, ваша обида может стать предметом насмешек, скажем, если хам ответит вам что-то вроде: «Ты слишком близко все воспринимаешь, это была только шутка». Вы окажетесь в положении человека, не имеющего чувства юмора, и дадите своему обидчику возможность и дальше подтрунивать над вами – с полного одобрения коллектива.
А если ваш коллега – человек агрессивный, он может броситься в атаку: «Ты меня в чем-то обвиняешь?!» И неловкий момент в общении перерастет в полноценную ссору.
Перед тем, как что-то говорить обидчику, подумайте, что лично для вас выгоднее: промолчать или ответить? Как этот персонаж обычно ведет себя в схожих ситуациях, чего вам от него ждать?
Не делайте допущений!
Если вы все-таки решили ответить обидчику, не исходите из той мысли, что вас хотели оскорбить преднамеренно. Большинство людей довольно пренебрежительно относятся к чувствам окружающих: ваш собеседник, скорее всего, просто ляпнул не подумав.
Не обвиняйте!
И уж конечно, не стоит сразу же бросаться в атаку и обвинять коллегу во всех смертных грехах. Мало того, что ваши выводы могут быть неправильными, вдобавок подобное поведение заставит собеседника принять оборонительную позицию. Даже если он не хотел заранее с вами ссориться и в целом неплохо к вам относился, ваши обвинения заставят его защищаться, отстаивать высказанное мнение (даже если оно было глупостью) и наговорить вам массу гадостей. О какой продуктивной работе после этого может идти речь?
Объясните свою реакцию!
Вместо того чтобы нападать на собеседника с упреками, объясните, почему вас так обидела его неуместная шуточка. Говорите о том, что вы чувствуете, например: «Я знаю, что это не входило в твои планы, но твои слова заставили меня чувствовать себя неудобно», «Мне не совсем понятно, почему ты сделал такой вывод».
Задайте вопрос!
Один из самых простых способов поставить обидчика на место и перехватить у него инициативу – это задать вопрос: «Что ты имеешь в виду?», «Объясни, к чему твои слова», «Почему ты так решил?» Вы даже можете попросить человека повторить то, что он сказал. Этим самым вы вовлекаете человека в разговор, и на этот раз ему придется тщательнее подбирать слова, иначе он рискует показаться совсем уж глупым и грубым.
Обмен информацией!
Если ваш собеседник имеет обыкновение оскорблять окружающих просто не подумав, постарайтесь помочь ему (и себе) в дальнейшем не допускать подобного. Он должен понять, что сказал глупость, но прямо называть его слова глупостью не стоит. Например, если ваш собеседник сказал вам, что вы подозрительно быстро справились с работой – наверное, сделали ее некачественно, можете спокойно ответить: «У людей разная скорость работы. К тому же у меня большой опыт выполнения подобных заданий. Хочешь – проверь, насколько все качественно сделано».