Нас окружают трубы разумных архистратигов и озаряет красота Божественных священнослужений; лики немолчных песнословцев собрали нас для бодрствования в песнях, и воинства безплотных существ образовали хор с плотскими. Предводитель небесных начальствует ныне в одном и том же храме и над земными. Кто же именно? — Это Михаил, по благодати Божией, и сам блистающий, и являющийся посредником божественных сияний для смертных. Людям даны в первоначальных откровениях Божиих справедливейшие божественные законы, по которым те, кто наибольше благодеяний получает, не должны оставаться забывчивыми и неблагодарными в отношении к своим покровителям, но сколько возможно прославлять их милости. Наши же скорые и усердные пред Богом ходатаи, неленостные и неутомимые заступники людей суть человеколюбивые ангелы, от человеколюбиваго Господа приемлющие дар человеколюбия, изначала взаимно просвещаемые светом от несозданнаго Света. Они истинные посредники смертных пред Богом; они — боги, по божеству от Бога, но не по природе; они — свободные граждане вышняго града свободы, который есть Иерусалим, матерь всех свободных во Христе; они — одушевленный и духовный огонь, разумное пламя Божие; они — светлыя, высшия и превознесенныя вечныя горы: через них Господь дивно просвещает нас от гор вечных (ср. Псал. LXX:5); они — скорые привратники небесных селений и обителей. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа наша во дворы Твоя, Господи. Посему свет радования и спасения в ангельских обителях праведных (Псал. CXVII:15). Во гласе радования и исповедания, шума празднующаго, в месте селения дивна даже до дому Божия (Псал. XLI:5) вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его (Псал. CII:20). Там мирная и безмятежная простота жизни, там (Бог) велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Псал. LXXXVIII:8). Там таинственное молчание торжественных гимнов; там неизреченное исполнение святейших песнопений; там невидимое божественное сияние неизглаголанных и великих славословий; там невечерний свет, просвещающий недремлющия очи безплотных (духов); там, в этом доме Божием, собрание звезд, т. е. сил ангельских, содействующих нам во благо, постоянно посылаемых Богом для служения нам ради тех, кто наследует спасение. У этих безплотных ангельских сил, безсмертных воинств, служителей и соработников Божиих — различныя положения, разныя наименования, неодинаковое достоинство, но одна природа, имеющая многообразныя проявления: есть чины песнословящие и охраняющие небеса, непосредственные служители Божии; есть чины внутренние и чины внешние, которые называются и вратами небесными; есть чины высшие и чины низшие, которые некогда говорили высшим: возмите врата князи ваша (Псал. XXIII:7); есть чины посылающие и посылаемые, чины тайноводствующие и тайноводствуемые. У разных ангелов и служение разное. Есть ангелы, которые по воздуху летают и спасают души святых от воздушных духов. Обозначая это, патриарх Иаков сказал умирая: ангел, иже мя избавляет от всех зол (Быт. XLVIII:16). Равным образом и управление земного мира вверено ангелам, которые по повелению Божию осуществляют планы Провидения. Каждой верующей душе также дается от Бога ангел для охранения ея и покровительства ей. Ибо говорит Писание: не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя (Псал. CXX:4). И опять: блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам: яко ангели их выну видят лице Отца Моего небеснаго (Матф. XVIII:10). И не только каждой благочестивой душе дается ангел от Бога, но и каждому отдельному верующему народу дается ангел хранитель. Ибо говорит Писание: постави пределы языков по числу ангел Божиих (Втор. XXXII:8). Через небесных ангелов совершается на земле откровение таин Божиих; через ангелов — охранение вод и источников и бываемыя от них исцеления; через ангелов избавление достойных от искушений. Ибо говорит Писание: ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Псал. XXXIII:8). Через ангелов — сохранение останков мучеников: хранит Господь вся кости их (Псал. XXXIII:21), хотя и таинственна здесь речь о костях. Через ангелов охраняются жертвенники Божии и храмы верных; через ангелов молитвы и моления возносятся от земли на небо к Богу, равно как и приносятся оттуда людям божественныя дарования, — и вообще всякое таинство Божие на земле совершается через ангелов. Так, некогда Бог действительно поставил херувимов, которые бы охраняли древо жизни, сделавшееся недоступным для недостойных. Он явился Аврааму, пославши к нему в образе мужей лик из трех ангелов, изображающий трисвятую тайну Троицы, а затем двух из этой ангельской троицы открыл Лоту в Гоморре и через наказание тамошних жителей показал, что Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну, Коему и Святый Дух соприсутствует существенно. И Иакову явился ангел-борец, в знаменование закона, изреченнаго через ангелов. И великому Моисею в пламени огня явился огненный поток ангелов, невредимо опалявший зеленеющую купину и предызображавший неслиянное (во Христе) единение Бога с природой людей, приносящей терние греха. Через ангелов также при Моисее быстрой рукой без меча, незаметно, ночью были истреблены первенцы фараона, а народ еврейский сохранен невредимым. Рукою ангелов также были связаны, как бы некоторою веревкой, в глубине моря колеса у колесниц (фараона) со всадниками тристатами: потому-то, когда нечестивые увидели эти ангельския силы, потопляющия их, то сказали: бежим от лица Израилева, Господь бо поборает по них на египтяны (Исх. XIV:25). И опять после сего явился истинным, как Христос, водителем народа в столпе облачном ангел Божий, коего красота лика, имевшаго вид облака, указывала народу места остановок и стоянок. Затем, когда пришли к горе законодательства те, коим был дан закон, то они получили богописанныя скрижали через множество ангелов: одни трубили в трубы, другие окружали гору огнем, а иные в громе, молнии и буре окутывали ее дымом, чтобы устрашить народ, болевший отсутствием страха Божия. Впоследствии также через ангела Иисус Навин возвестил о победе над филистимлянами. Но чтобы почтить праздник архангела упоминанием о бо́льшем количестве ангелов (ибо я верю, что они всегда совместно радуются со своим архистратигом), скажем и о том, как некогда ангел в Иерусалиме губил Израиля, пока великий Давид не заколол волов на гумне Сионском и не сжег их в жертву на огне из сожженных повозок и упряжи воловьих (2 Цар. XXIV:22-25), и таким образом прекратил поражение народа. Какую же мысль нам внушает это явление и чему научает? — Тому, что одна жертва Христа, принесенная Им на древе крестном, укрощает гнев Божий против вселенной; ибо здесь Он явился, как великий Финеес (ревнитель), принес Себя в умилостивление за нас, и через то прекратилось бедствие.
Истинные посредники смертных пред Богом. Слово на Собор Небесных Чинов.
Нас окружают трубы разумных архистратигов и озаряет красота Божественных священнослужений; лики немолчных песнословцев собрали нас для бодрствования в песнях, и воинства безплотных существ образовали хор с плотскими. Предводитель небесных начальствует ныне в одном и том же храме и над земными. Кто же именно? — Это Михаил, по благодати Божией, и сам блистающий, и являющийся посредником божественных сияний для смертных. Людям даны в первоначальных откровениях Божиих справедливейшие божественные законы, по которым те, кто наибольше благодеяний получает, не должны оставаться забывчивыми и неблагодарными в отношении к своим покровителям, но сколько возможно прославлять их милости. Наши же скорые и усердные пред Богом ходатаи, неленостные и неутомимые заступники людей суть человеколюбивые ангелы, от человеколюбиваго Господа приемлющие дар человеколюбия, изначала взаимно просвещаемые светом от несозданнаго Света. Они истинные посредники смертных пред Богом; они — боги, по божеству от Бога, но не по природе; они — свободные граждане вышняго града свободы, который есть Иерусалим, матерь всех свободных во Христе; они — одушевленный и духовный огонь, разумное пламя Божие; они — светлыя, высшия и превознесенныя вечныя горы: через них Господь дивно просвещает нас от гор вечных (ср. Псал. LXX:5); они — скорые привратники небесных селений и обителей. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа наша во дворы Твоя, Господи. Посему свет радования и спасения в ангельских обителях праведных (Псал. CXVII:15). Во гласе радования и исповедания, шума празднующаго, в месте селения дивна даже до дому Божия (Псал. XLI:5) вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его (Псал. CII:20). Там мирная и безмятежная простота жизни, там (Бог) велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Псал. LXXXVIII:8). Там таинственное молчание торжественных гимнов; там неизреченное исполнение святейших песнопений; там невидимое божественное сияние неизглаголанных и великих славословий; там невечерний свет, просвещающий недремлющия очи безплотных (духов); там, в этом доме Божием, собрание звезд, т. е. сил ангельских, содействующих нам во благо, постоянно посылаемых Богом для служения нам ради тех, кто наследует спасение. У этих безплотных ангельских сил, безсмертных воинств, служителей и соработников Божиих — различныя положения, разныя наименования, неодинаковое достоинство, но одна природа, имеющая многообразныя проявления: есть чины песнословящие и охраняющие небеса, непосредственные служители Божии; есть чины внутренние и чины внешние, которые называются и вратами небесными; есть чины высшие и чины низшие, которые некогда говорили высшим: возмите врата князи ваша (Псал. XXIII:7); есть чины посылающие и посылаемые, чины тайноводствующие и тайноводствуемые. У разных ангелов и служение разное. Есть ангелы, которые по воздуху летают и спасают души святых от воздушных духов. Обозначая это, патриарх Иаков сказал умирая: ангел, иже мя избавляет от всех зол (Быт. XLVIII:16). Равным образом и управление земного мира вверено ангелам, которые по повелению Божию осуществляют планы Провидения. Каждой верующей душе также дается от Бога ангел для охранения ея и покровительства ей. Ибо говорит Писание: не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя (Псал. CXX:4). И опять: блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам: яко ангели их выну видят лице Отца Моего небеснаго (Матф. XVIII:10). И не только каждой благочестивой душе дается ангел от Бога, но и каждому отдельному верующему народу дается ангел хранитель. Ибо говорит Писание: постави пределы языков по числу ангел Божиих (Втор. XXXII:8). Через небесных ангелов совершается на земле откровение таин Божиих; через ангелов — охранение вод и источников и бываемыя от них исцеления; через ангелов избавление достойных от искушений. Ибо говорит Писание: ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Псал. XXXIII:8). Через ангелов — сохранение останков мучеников: хранит Господь вся кости их (Псал. XXXIII:21), хотя и таинственна здесь речь о костях. Через ангелов охраняются жертвенники Божии и храмы верных; через ангелов молитвы и моления возносятся от земли на небо к Богу, равно как и приносятся оттуда людям божественныя дарования, — и вообще всякое таинство Божие на земле совершается через ангелов. Так, некогда Бог действительно поставил херувимов, которые бы охраняли древо жизни, сделавшееся недоступным для недостойных. Он явился Аврааму, пославши к нему в образе мужей лик из трех ангелов, изображающий трисвятую тайну Троицы, а затем двух из этой ангельской троицы открыл Лоту в Гоморре и через наказание тамошних жителей показал, что Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну, Коему и Святый Дух соприсутствует существенно. И Иакову явился ангел-борец, в знаменование закона, изреченнаго через ангелов. И великому Моисею в пламени огня явился огненный поток ангелов, невредимо опалявший зеленеющую купину и предызображавший неслиянное (во Христе) единение Бога с природой людей, приносящей терние греха. Через ангелов также при Моисее быстрой рукой без меча, незаметно, ночью были истреблены первенцы фараона, а народ еврейский сохранен невредимым. Рукою ангелов также были связаны, как бы некоторою веревкой, в глубине моря колеса у колесниц (фараона) со всадниками тристатами: потому-то, когда нечестивые увидели эти ангельския силы, потопляющия их, то сказали: бежим от лица Израилева, Господь бо поборает по них на египтяны (Исх. XIV:25). И опять после сего явился истинным, как Христос, водителем народа в столпе облачном ангел Божий, коего красота лика, имевшаго вид облака, указывала народу места остановок и стоянок. Затем, когда пришли к горе законодательства те, коим был дан закон, то они получили богописанныя скрижали через множество ангелов: одни трубили в трубы, другие окружали гору огнем, а иные в громе, молнии и буре окутывали ее дымом, чтобы устрашить народ, болевший отсутствием страха Божия. Впоследствии также через ангела Иисус Навин возвестил о победе над филистимлянами. Но чтобы почтить праздник архангела упоминанием о бо́льшем количестве ангелов (ибо я верю, что они всегда совместно радуются со своим архистратигом), скажем и о том, как некогда ангел в Иерусалиме губил Израиля, пока великий Давид не заколол волов на гумне Сионском и не сжег их в жертву на огне из сожженных повозок и упряжи воловьих (2 Цар. XXIV:22-25), и таким образом прекратил поражение народа. Какую же мысль нам внушает это явление и чему научает? — Тому, что одна жертва Христа, принесенная Им на древе крестном, укрощает гнев Божий против вселенной; ибо здесь Он явился, как великий Финеес (ревнитель), принес Себя в умилостивление за нас, и через то прекратилось бедствие.